Олимпиадные задания

Тема: Фонетика
1. Распределите слова в три столбика: 1-количество звуков и букв совпадает, 2-звуков больше,3 - звуков меньше.
Въезд,её, еж, есть, женитьба,короед, кость, мозг,молоко, отбросил,подружиться, подсчёт,приют, рушиться, сбежал, соевый, ферзь,целиком, шведский,широкая, ясно.

2. Даны пары слов: 1)код-кот,2)нос-нёс,3)был-бил,4)пуд-путь.В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

3. Выпишите слова,в которых количество букв и звуков не совпадает.
Отъезд,июль, майонез, ящик, почтальон, ёлка, гонщик, змея, вкусный, грустный, бельё, вальс.

4.Запишите транскрипцию слов.
Журналист,косьба, пирог,сшить, отцепить,сдоба, вводить,разъезжать, субъективный.


5. Выбрать слова, в которых все согласные звонкие.
Разбираемые, произведённый, отзвенел, цитадель, сборы, блокнот.

6. Выбрать слова, в которых все согласные твёрдые.
Потолок, шёпотом, скромный, кафе, сложит, цирк.

7. Переведите предложения на русский язык. Затранскрибируйте их.
Як прыгожы ў час вясны бярозак першыя ўборы.
Радасць жыцця была разліта ў прыродзе.
Разам з сонцам выбягаюць на зарадку хлапчукі.

8. Определите количество букв и звуков в словах.
Есть, обед,ёмкость, вьюга, подъезд, тёплый, поезд, приём, семья.

Задания по русскому языку
1. В каждом ряду найдите «третье лишнее». Объясните свой выбор.
1) что, нечто, чтобы;
2) конечно, нарочно, игрушечный;
3) теннис, тема, текст;
4) свитер, ателье, тенор.

2. Запишите правильно слова, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки
Сарайч…к, сундуч…к, (пол)оврага, пш…нка, тысяч…голосый, сорок…пятилетний, (пол)меры овса, ноч…вка, боч…нок, (почтово)телеграфное отделение.

3. Перед вами устаревшие слова: историзмы, архаизмы. Разграничьте их, используя данные в таблице определения. Установите, что обозначают эти слова.
Историзмы – устаревшие слова, служащие названием исчезнувших предметов Архаизмы – слова, вместо которых употребляются современные синонимы
Лань, инда, боярство, десница, на поле брани, престол, спасти животы свои, урядник.

4. Определите способы образования следующих слов:
Бездорожье, расшалился, вход, легкомысленный.

5. Запишите имена существительные в соответствии с их разрядами.
Одушевлённые имена существительные Неодушевлённые имена существительные
Косяк (журавлей), ангел, фея, матрёшка, народ, труппа, козырь (при ире в карты), курица-голландка, муж-тюфяк.

6. Прочитайте предложение. Что изменится в нём, если опустить слово вы?
Весел мирный просёлочный путь, хороши вы, степные дороги!

7. Как правильно:
Бояться сестры или бояться сестру
Между деревьев или между деревьями
Удивляться результатом или удивляться результату
Извиняться из-за опоздания или извиняться за опоздание

Задания по русской литературе
8. Назовите автора и произведение, героями которого являются Ильюша, Костя, Ваня, Федя и Павлуша. Соотнесите имена мальчиков с их возрастными характеристиками:
1) «Первому … вы бы дали лет четырнадцать»        __________________
2) Им было «на вид не более двенадцати лет»          __________________
3) «Четвёртый … мальчик лет десяти»                      __________________
4) «Этому мальчику было всего лет семь»                __________________

9. Кто автор романса «Белеет парус одинокий» на стихотворение М. Лермонтова «Парус»?
а) А.Скрябин
б) Л.Бетховен
в) А.Варламов
г) А.Бородин
д) С.Прокофьев

10. Из каких произведений данные ниже  строчки. Кто их автор?
1) «Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!»
2) «Великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит…»
3) «Внимало её тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры…»
4) «Кругом всё та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей…»


ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС

Фонетика и орфоэпия:
1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
Вьюга, агентство, уменьшить, ясный
2. Расставьте ударения в словах:
водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит
3.        В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?
Тире, крем, музей, шинель
4.         Сколько мягких согласных звуков в пословице:
Не трудиться – хлеба не добиться?

Словообразование и орфография:
1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
2. Обозначьте состав слов:
зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.
Лексика:
1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
трасса-                                   дискуссия-                          , авеню-                                                        , маэстро-                                       , фиаско-                                       , шеф-                                      .2. Замените синонимами устаревшие слова:
 чело-                        , ланиты-                                       , ветрило-                                                            , перст-                                             , брань-                               , глаголет-                     , брадобрей-                    .
3. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах-                                                                                                                                           , засучив рукава-                                                                                                                                             , одного поля ягоды-                                                                                                                                        , между двух огней-                                                                       .
Морфология. Синтаксис:
1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.
2.        В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:
читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.
3.        Даны грамматические характеристики четырёх имён прилагательных. Найдите в одной из них ошибку.
А.  Имя прилаг., ж.р., ед.ч., В.п.
Б.   Имя прилаг., ср.р., ед.ч., П.п.
В.  Имя прилаг., м.р., мн.ч., И.п.
Г.   Имя прилаг., ж.р., ед.ч., Т.п.
Пунктуация:
1.         Найдите предложение без пунктуационных ошибок:
А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.
Б.  Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.
В.  «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.
Г.  Что пристал ко мне, ты?

Комплексный анализ текста:
Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте?Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.
Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий