Русский язык 6 класс

ТЕМА: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте в данных словах суффиксы. Устно назовите, в какой части слова пропущены орфограммы.
Соб…ранние, недом…гание, пр…шение, пр…зрение, укр…шение, с…ревнование, с…стязание, с…ление, с…ление (огурцов), в…рение, г…л…дание, к…тание (на коньках).

Упражнение 2. Определите, чем является очк в приведённых ниже словах. Обозначьте суффиксы.
Булочка, белочка, кофточка, бочка, стеночка, вазочка, ласточка, точка, девочка, бутылочка.

Упражнение 3. Найдите в словах невидимую часть суффикса, назовите суффикс полностью и обозначьте его. Приведите примеры слов с таким суффиксом.
Кормление, хождение, освещение, селение, раздвоение.

Упражнение 4. Определите способ образования слова.
Подберёзовик, кладовка, законодатель, предгорье, бумажник, пылесос, глубь,силач, малышка,бодрость, профбилет,северо-восток, негромкий, камышовый, шипучий,подводный,бесстрашный, прибежать,обрадоваться, трудоустроить,закатиться.

Упражнение 5.Составьте словообразовательные цепочки.
Находчивость, пренеприятный, поставка, отговорить, ослабление,предзакатный,посоветовать, переписчик.

Упражнение 6. Запиши слова в два столбика: 1 - с формообразовательными суффиксами, 2 - только со словобразовательными суффиксами. Суффиксы выделить.
Домашний, распилить, строил, новость, подвезти, зеленоватый, машина, жить, лётчик, прибежал, некрасивый, безоблачный, лес.

Упражнение 7. Выделите основу слова и окончание.
Решение, станция, бельё, синий, волчья, воробей, детей, объявлений, молчунья, гений, санаторий.

Упражнение 8. Распределите на две группы слова: 1) образованные путём сложения;2) образованные путём слияния.
Морозостойкий, быстрорастворимый, лесостепь, железобетон, тяжелораненый, труднодоступный, долгоиграющий, бензоколонка, водоплавающий, умалишённый, радиостанция, малоизученный,многолюдный.

Упражнение 9. Выделите корни в словах.
Обуть, привыкнуть, откупорить, раздеть, принять.

Упражнение 10. К данным словам подберите, если можно, однокоренные.
Гнездо кенгуру, зебра, сударь, мадам, квас, радость, ласточка, павлин, радуга, система, фара.

НАПИСАНИЕ  ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ 
Упражнение 1. Запишите слова, словосочетания и предложения, вместо точек вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
Ж…лтый, ж…сткий, брош…ровщик, деш…вый, ш….карный, оранж…вый, тяж…лый, ш…ковый, ш…лк, ш…колад, параш…тист, ч…рствый, ш…ссейный, крыж…вник, Ш…тландия, поч…тный, ч…лка, щ…ки, ш…рох, ш…пот, ж…кей, пч…лка, щ…тка, ж…рдочка, ш…ло, ж…ровой, ш…стой, ч…рточка, ж…нглёр, ч…боты, ш…в, беч…вка, обж…ра, печ…нка, прич…ска, расч…ска, ш…мпол, отч…т, сч…т, ш…фёр, уч…тный, ч…порный, кош…лка, реш…тка, артиш…к, пш…нка, щ…голь, пощ…чина, трещ…тка, пиж…н, ж…лудь, ш…рстка, капюш…н, ож…г руки, изж…га, ш…карный.
Упражнение 2.Запишите слова, словосочетания и предложения, вместо точек вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
1) Хомяч…к, холщ…вый, зайч…нок, туш…ный, еж…нок, каблуч…к, печ…ный, ноч…вка, быч…к, кукуш…нок, размеж…вка, сгущ…нка, уж…нок, скворч…нок, печ…нка, горяч…, грач…нок, грузович…к, бурундуч…к, ещ…, рассуждать общ…, каблуч…к, лягуш…нок, кумач…вый, лодч…нка, рубаш…нка, роднич…к, ерш…вый, замш…вый чехол, оранж…вая ткань, плюш…вая игрушка, грош…вый калач, марш…вый батальон, молодой ивняч…к, ц…кольный этаж, герц…гский дворец, стож…к, сена, приглуш…нный шум, привлеч…нное кинофильмом внимание, освеж…нный дождём луг, удруч…н неудачей, лиш…н премии, клоун смеш…н, привлеч…н к ответственности, золоч…ные купола, суч…к дерева, кумач…вое знамя, лиш…нный таланта артист.
Упражнение 3.От приведённых слов образуйте имена существительные с суффиксами –ок(-ек), -онок(-енок), -онк(-енк), запишите их, объяснив написание.
Берег, бумага, медведь, верблюд, волк, галка, душа, изба, клок, кляча, книга, корова, крюк, лошадь, мужик, мышь, нога, пастух, река, рубаха, рука, собака, старуха.
Упражнение 4.От приведённых слов образуйте имена прилагательные с суффиксами –ов(-ев), запишите их, объяснив написание.
Вещь, биржа, груша, грош, вече, душ, ёж, ёрш, камыш, чиж, ключ, ковш, холст, парча, межа, кумач, морж, нож, плечо, плющ, сторож, чесуча.
Упражнение 5. Запишите словосочетания и предложения, вместо точек вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
I. Беседовать с врач..м, жить этаж..м ниже, находиться в небольш…й комнате, запачкаться саж...й, идти меж...й, подставить другу плеч…, познакомиться с чертеж…м, идти с нош...й, не быть ханж…й, стена заросла плющ…м, с трудом справиться с багаж...м, рассуждать общ…, укрыться плащ…м, не хвастаться чуж…й славой, подж...г дома, заж...г огонь, истолч...шь орехи, дру¬жить с Иваном Кузьмич…м, восхищаться несмышлёныш…м, играть с малыш…м, думать о старш…м брате, идти с саквояж...м, открывать дверь своим ключ...м, вещество тягуч…, свеж… предание, стать лёгкой добыч…й, наслаждаться интересным зрелищ..м, восхищаться силач..м, готовить грибной пирог с гречневой каш...й, возмущаться незаконным сборищ...м, выпить чашечку горяч…го кофе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий